Перфокарты в России появились при Пушкине, и ввел их вот этот скромный человек на фото — прапрадедушка отечественной кибернетики. Наш Илон Маск начала XIX века. Знакомьтесь — Семён Николаевич Корсаков, пионер русской информатики, изобретатель и дворянин.
В 1832 году (Пушкину 33 года) Семён Николаевич публикует свой труд «Начертание нового способа исследования при помощи машин, сравнивающих идеи». В нем он изложил концепцию «интеллектуальных машин». Они позволяют быстро находить, сравнивать и классифицировать множества информационных записей (идей) по набору многочисленных признаков (деталей). За основу он взял перфокарты, которые француз Жаккард использовал в ткацких станках. Только Корсаков не делал узоры на ткани, он классифицировал данные. Фактически в начале XIX века он начал развивать отечественную информатику.
Как часто бывает, передовые идеи остались незамеченными. Именитые профессора в Санкт-Петербурге холодно отнеслись к труду Корсакова, а потом о них и вовсе забыли. В 1961 году историк науки и техники Моисей Израилевич Радовский опубликовал архивные документы с работами Корсакова. В 1980-х на них обратил внимание профессор кафедры кибернетики Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Геллий Николаевич Поваров. Он дал вторую жизнь трудам Семёна Николаевича, и они наконец-то получили достойную оценку.
Кстати, при жизни Корсакова комиссия Императорской Академии наук оценила его труд ироничной, но такой пророческой фразой, будто описавшей сегодняшнее потребление гаджетов: «Г-н Корсаков потратил слишком много разума на то, чтобы научить других обходиться без разума».